Темные дела
Что скрывали цифры?
Черногорский бюджет пополнился «грязными» деньгами. Проституция и наркоторговля стали основными видами нелегальной активности, которые появились в государственных экономических показателях.
Статистическое управление (Монстат) впервые официально включило доходы от криминальной деятельности в расчет ВВП страны. По официальным данным, в 2024 году «серые» секторы принесли около 7,6 миллиона евро, что составляет 0,1% от общего ВВП в 7,64 миллиарда евро. Но на самом деле прибыль от преступных сделок намного выше столь скромных показателей.
Формально, это шаг к гармонизации с европейской методикой подсчета ESA 2010, которую Черногория обязалась внедрить в рамках переговорного процесса о вступлении в Евросоюз.
В реальности же, наличие в Черногории связей власти и криминала - далеко не тайна. Местные ОПГ («Кавач» и «Шкаляри») курируют поставки наркотиков из стран Латинской Америки в Европу. В этой цепочке черногорский порт Бар играет роль ключевую перевалочной точки. В 2021 году там изъяли более 1,5 млн тонн кокаина. Во многих подобных схемах замешана и местная политическая элита. Бывший президент Мило Джуканович, руководитель судебной системы Весна Меденица - это лишь одни из громких «запятнанных» имен в стране.
Несмотря на стремление Черногории в «светлое европейское будущее», происходящее в стране остается похожим на сюжет сериала про мафию. Наркоторговля, коррупция среди силовиков и чиновников, громкие политические дела и клановая борьба значительно подрывают имидж страны в глазах евробюрократов.
#Черногория
@balkanar — хроника пороховой бочки Европы